Детали и украшения

Брюгге архитектура

Секрет красоты и то, что делает архитектуру Брюгге интересной, это то, как мастера города использовали кирпич как строительный материал. Забытый в некоторых странах как материал невыразительный, в низинных землях он никогда не уходил на задний план. Так же как Италия в средневековье была родиной мрамора, а Франция каменных зданий, Нидерланды не только возводили свои города из кирпича, но и подали пример Англии. У кирпича в Брюгге много оттенков от насыщенного красного, выцветающего со временем, до оттенков медного, более современных фасадов. С кирпичом тонким и небольшим по размеру, положенным с широкими швами, строители в Брюгге не боялись оставлять большие участки стены без украшений, за исключением пожалуй маленького дворика No 40 Rue d’Argent, они не использовали узоры, так популярные в других частях страны. Импровизация и частые изменения плана, давали им все необходимое в планировании больших участков фасадов. Основное место, отводилось для окон и для городских домов, вряд ли можно было придумать, что либо лучшее.Bruges No. Rue du Fil

Орнаменты из кирпича и лепные украшения, достаточно часто используются в Брюгге. Бесполезно пытаться описать всю сложность и разнообразие этих узоров, но стоит заметить, что несмотря на их витиеватость, почти везде они изящны и хорошо гармонируют с местом которое занимают. Везде где можно видеть маленькую арку на тимпане внутри большей арки, под консолью оставлено немного места для линии тени, помогающей создать картину целого, что хорошо заметно на некоторых реставрированных фасадах Rue Neuve *, и это показывает, что искусство строительства из кирпича в манере готической архитектуры XV века, в Брюгге небыло утрачено.

Брюгге архитектураКак уже говорилось, с приходом ренессанса тимпаны заполненные узором из кирпича уступили место скульптурным украшениям. Тимпаны * выполненные в камне или заполненные лепниной, сами по себе интересные произведения искусства, изображающие жизнь героев, ремесла Брюгге или бывших обитателей дома. На фронтоне дома No. 91 Rue des Pierres * в качестве темы семи тимпанов выбраны дни недели, на доме No. 28 той же улицы изображены четыре сезона. Другие примеры несут исключительно декоративное содержание, это как правило щит в центре поддерживаемый купидонами, либо окруженный орнаментом, часто с позолоченными деталями.

Брюгге кирпичная архитектураДругие тимпаны, украшены только орнаментом в виде наполовину развернутого списка, как в случае на доме No. 7 Rue du Fil, где на двух внешних арках, на свитках изображена дата постройки дома. Хотя свиток на фасаде соседствует со скульптурным изображением, он очевидно старше.

Почти на каждой улице можно найти много примеров, некоторые из них, изящные маленькие композиции значение которых можно только предположить, другие указывают на дату постройки или ремесло хозяина. Иногда это герб семьи *, как например на доме No. 42 Rue du Marecage, где изображены три рыбы, или эмблема Архитектурные детали Брюггепивовара No. 36 Rue des Carmes. Иногда тимпаны заполнялись изображением большой раковины морского гребешка, как на верхнем тимпане уже упомянутого дома No. 36 Rue des Carmes, но эти изображения в Брюгге встречаются не чаше чем в других городах и некоторые их них находятся под угрозой быть стертыми очередной реставрацией.

Среди других черт Брюгге, принадлежащих времени ренессанса, выделяются краеугольные камни выступающие не только на углах домов, но иногда и на оконных косяках.Брюгге тимпаны Как например это выражено с сомнительным эффектом в доме No. 23 Rue St. Jacques. Везде где арки над дверью или окном полукруглые, с тимпаном, или состоят из нескольких частей и сливаются со стеной, им дано три или четыре каменных клина расположенных не глубже, чем кирпичная арка в которую они помещены, но они выделяются и это выделение дает возможность для некоторых деталей. Излюбленный метод акцентирования внимания на них, скос, хотя часто они вмурованы вокруг края.

Брюгге тимпаны на домахКогда требовался более витиеватый подход, приглашали скульптора, который подходил деликатно и с фантазией, вырезая голову, декоративный или символический орнамент.

В ранних фасадах, эти выдающиеся части не слишком часто требовали поддержки, так как вертикальный характер характер достигался углублением в несколько дюймов в основной поверхности стены, но иногда, как на No. 8 Rue de la Halle, где использована более рельефная, ранняя версия, была применена система ступенчатых выступов, с Скульптурные украшения в Брюггерельефными рядами кирпичной кладки, прекрасно гармонирующими с остальными деталями. С другой стороны, с акцентированием горизонтальных линий строителями времен ренессанса, постоянно повторяющейся практикой было вынесение вперед верхней части фасада на полукруглых арках, опирающихся на консоли расположенные над окнами первого этажа и увенчанными сильно выделяющимися поясками. В этих каменных консолях, строители Брюгге получили еще один шанс выразить свою изобретательность и были созданы прекрасные серии скульптур. Некоторые из них гротескные изображения человеческих голов или животных, другие в форме свитка и комбинации рельефных декоративных фигур, которые почти всегда выглядят уместно и гармонично с целым и зачастую сами являются чудесными образцами мастерства, как например на домaх No. 36 Rue des Carmes и No. 7 Rue du Fil, где львы держат в своих пастях металлические кольца.

Брюгге дата на фасадеНо список декоративных деталей созданных камнетесами в Брюгге еще не завершен, вверху на фронтонах, можно видеть маленькие ниши заканчивающиеся финиалом, который часто тоже был их работы. Эти ниши, были без сомнения предназначены укрывать бюсты и они все еще делают это по адресу No. 47 Rue St. Jacques, некоторые из них теперь уже пусты, другие являются не столько нишами, сколько «слепыми окнами». Втиснутые в пространство у конька крыши или слева и справа на фронтоне, задуманные скорее всего для того, чтобы занять пустующее место, чем для чего либо другого, они круглые, в форме эллипса, в большом числе восьмиугольные, иногда в виде сердца как на доме No. 37 Rue des Baudets, или грушевидной формы, в изобилии встречаются на улицах Брюгге.

Брюгге печные трубыПечные трубы не так заметны по сравнению с фасадами, но они, пирамидальной формы, часто живописно возвышаются рядами, увенчивающих их полукруглых черепиц, или маленьких кирпичных арок, смотрящих в разные стороны.

Финиалы, из за их открытого для всех ветров положения, сильно пострадали от времени и великолепные ранние экземпляры вероятно не существуют in situ, но достаточное их количество возвышается над фасадами, построенными после середины XVII столетия. Часто заказ на изготовление финиала из кованного железа, отдавали кузнецу, его работа оплачивалась также хорошо, как работа каменщика и лучшие экземпляры сегодня можно увидеть в музеях. Множество прекрасных образцов находится в Musee des Halles, но нет уверенности, что все они принадлежали домам в Брюгге и флюгера с церковных шпилей смешаны с флюгерами бюргерских домов.

Стяжки из кованного железа, которые так бросающиеся в глаза на кирпичных домах в Низинных странах, прекрасно представлены в Брюгге в виде свитков, чисел или простые по форме и выполняют свое практическое предназначение. Брюгге кованные стяжкиМеталлические решетки перед проемами окон, так же играют важную роль, но более деликатную кузнечную работу можно увидеть на примере дверных и оконных петель, которые дали прекрасную возможность кузнецам показать свое мастерство, они элегантны, часто встречается чеканная отделка. Эти петли в некоторых случаях более тонкой работы, но по своему дизайну и исполнению очень похожи на работы английских кузнецов Тюдорского периода.

Большое внимание уделялось обустройству каминов и печей: металлические подставки для дров, литые пластины закрывавшие заднюю часть камина и кухонные приспособления всевозможного назначения, такие как великолепные решетки для жарки мяса, были в большом ходу, хотя их так редко можно найти в современных домах. Литые пластины в каминах были популярны в старых домах, несмотря на тяготение местной архитектуры к облицовке задней и боковой поверхности больших каминов огнеупорным кирпичом. В Musee des Halles, находится интереснейшая коллекция рельефного огнеупорного кирпича, который по всей вероятности был использован вместо и возможно ранее, металлических частей каминов.

Многие из образцов представлены как целое в виде каминов, другие являлись частью не уцелевших конструкций и без сомнения, ими была выложена вся поверхность стены внутри камина, как это можно видеть в Chateau de Tilleghem недалеко от Брюгге. Следующий вид — большие по размеру кирпичи, в большинстве своем полукруглые, формировали верхнюю часть каминной панели, когда таковая использовалась вместо металлической. В музее можно увидеть только один образец датированный XVI веком, сохранивший черный цвет, другие потеряли окраску от долгого контакта с огнем.

На старых картинах и гравюрах хорошо видно, что окна были из небольших по размеру кусочков стекла со свинцовыми перемычками и позднее из дутого стекла с «центрами», вставленного в деревянную раму. После многих реставраций и всеобщего стремления к сомнительным преимуществам листового стекла, совсем немного оригинальных окон, если не считать церковные витражи дошло до наших дней. Это, и утрата оригинальных деревянных дверей и оконных створок, пожалуй является самой большой потерей старых фасадов.

Брюгге герб над входомХотя в Брюгге, встреча с оригинальной деревянной дверью с металлическими петлями, более частое событие, чем во многих английских городах, где вандализм более распространен.

Двери открывающиеся в две створки, еще сохранились в некоторых местах. На примере который можно найти на Rue du Fil, и по некоторым другим фрагментам, хранящимся в музеях, можно видеть как изящно они были украшены. На центральной стойке, в соответствии с характером дома, резчик по дереву вырезал изящные узоры и фигуры, как на Rue du Fil,  где работа датирована 1639 годом и была восстановлена, но верхняя часть является оригинальной и представляет собой великолепный образец.

Множество деталей, таких как, резные дверные стойки и фасонные доски можно найти в церквях, где они лучше сохранились.

Все еще можно встретить несколько великолепных каменных дверных проходов, таких как на иллюстрации, где можно видеть и дубовую резную стойку.

В какой мере резные панели были использованы в интерьерах домов, сейчас трудно определить, все они без исключения, были изменены до неузнаваемости. Если судить по массивным потолочным балкам и богато украшенным резьбой консолям еще сохранившимся в Hotel Bladelin, роскошной дубовой мебели всех типов и утонченным кованным украшениям, деревянные панели завершали дизайн интерьера многих великолепных комнат. Панели «Linen folds», вероятно часто использовались в XV, XVI веках, так как Фландрия была родиной этого способа декорации интерьера. Простые и множество искусно сделанных вариаций, можно увидеть в Брюгге. Они были сделаны мастерами обучавшими английских резчиков, во времена Генриха VII и Генриха VIII.

Рядом с панелями «Linen folds», можно увидеть другие, с резными головами, с прическами своего времени вырезанными как барельеф, в то время на мебели головы часто выделяются сильнее и вырезаны как скульптура. Столяр был определенно не на последнем месте среди своих коллег, мастеров работавших с другими материалами и двери, балюстрады, стойки перил на концах лестничных маршей, более позднего времени, были объектом его мастерства. Даже его инструменты красивы сами по себе, в Musee des Halles можно увидеть набор рубанков сделанных с 1733 по 1740 год, которые без утраты унификации, так изящно и деликатно сработаны, что мастер определенно вдохновлялся, выполняя ими свою работу.

Религиозная жизнь города: церкви